Национальный олимпийский стадион «Динамо»

В войсковой части 5448 прошли трехдневные курсы повышения квалификации военнослужащих саперно-пиротехнических подразделений соединений и воинских частей внутренних войск. 

18 офицеров и прапорщиков на практике отработали весь цикл досмотра объектов и транспортных средств на предмет нахождения в них взрывных устройств и взрывчатых веществ.

День первый. Национальный олимпийский стадион «Динамо». 

Начинается занятие с осмотра здания стадиона и прилегающей к нему территории. Как и на любом объекте, на стадионе «Динамо» есть свои «критические» места, подрыв заряда взрывчатого вещества в которых может нанести огромный ущерб и вызвать гибель большого количества людей. На эти места руководитель занятия главный специалист отдела боевого обеспечения управления боевой службы ГУКВВ подполковник Дмитрий Гаврук обращает внимание военнослужащих. Далее – практическая часть.

В распоряжении военнослужащих 10 помещений. Внутри находятся условные взрывные устройства с вполне реальными датчиками, которые в случае срабатывания подадут громкий звуковой сигнал, оповещая о том, что произошел подрыв взрывного устройства. Необходимо отметить, что у бойцов взрывотехнического центра внутренних войск есть все необходимое, чтобы как следует проверить навыки саперов.

– В качестве имитации мы используем и датчики, срабатывающие на движение, свет, реагирующие на пересечение луча, и объемные – реагирующие на любое изменение в помещении, и обрывные, которые посылают сигнал заряду, если разомкнуть цепь питания. У нашего центра большая материально-техническая база, – рассказывает начальник взрывотехнического центра внутренних войск подполковник Игорь Томко.

К слову, сегодня и на протяжении всего сбора один из подчиненных подполковнику расчетов центра выступает в роли «плохих парней» – бойцы со знанием дела «минируют» объекты.

Для взрывотехников выезд по сигналу «Объект заминирован» – обычное дело, но при этом критически важно действовать правильно, поскольку никто не дает гарантий, что на очередном таком выезде не окажется настоящее взрывное устройство. Поэтому и помещения, и объекты транспорта на таких вот тренировках «заряжены» разнообразными датчиками и муляжами по максимуму.

Саперы серьезны. Вооружившись специальным оборудованием, часто лежа на полу, они осторожно и внимательно осматривают каждый угол, каждую полку, каждый сантиметр пространства от плинтуса до потолка, поднимают и проверяют также и пластины подвесных потолков. «Сюрприз» может быть спрятан где угодно. Любое неосторожное движение приведет к срабатыванию устройства и провалу элемента тренировки – как минимум. А в реальной обстановке – к гибели людей.

– «Динамо» во время проведения спортмероприятий может вмещать в себя около 22 тысяч человек, на концертах это число может доходить до 30 тысяч, поэтому сложно переоценить для нас вопрос обеспечения безопасности, – говорит генеральный директор стадиона Александр Бут-Гусаим. – Мы открыты для взаимодействия с силовыми структурами, в том числе и с внутренними войсками, и всегда с удовольствием предоставляем им нашу базу для тренировок. Это учеба для них и опыт для нас. Кроме того, такое тесное сотрудничество позволяет оценивать потенциальные риски, которые могут возникнуть на стадионе, и выработать определенные алгоритмы действий в различных условиях. На случай различных непредвиденных ситуаций у каждого из сотрудников стадиона есть четкий план действий. Мы регулярно их обучаем, учитывая мировые тенденции и отслеживая внештатные ситуации, которые возникают на других крупных объектах.

День второй. Национальный аэропорт Минск. 

Здесь военнослужащие тренируются досматривать воздушные суда на предмет взрывоопасных предметов и взрывчатых веществ. Все, как раньше: в практике недостатка нет. Офицеры и прапорщики делятся на тройки и по очереди досматривают самолеты, которые также под завязку напичканы разнообразными датчиками.

Но особенность воздушного судна заключается в том, что здесь очень много технологических отверстий. И если, к примеру, в помещениях стадиона мебель и другие предметы находятся на некотором расстоянии друг от друга, а в стенах ниши или отверстия заметны и легкодоступны, то в самолете все компактно и пространство ограничено. Здесь также есть места наиболее вероятного нахождения самодельных взрывных устройств. Эти места опасны тем, что подрыв в них даже небольшого количества взрывчатого вещества повлечет разгерметизацию воздушного судна.

Помимо этого, во время досмотра самолет обесточен и искать взрывоопасные предметы военнослужащим приходится в свете фонариков.

День третий. Железнодорожный вагон.

Железная дорога – один из ключевых элементов транспортного сообщения в стране, поэтому ее безопасности придается огромное значение.

В вагоне пассажирского поезда также, как и в самолете, множество технологических отверстий, только места для маневра саперам немного больше. Разгерметизация, как в случае с воздушным судном, поезду не грозит и здесь у злоумышленника, вероятнее всего, будет цель нанести взрывом наибольший ущерб напрямую, подорвав заряд в салоне. Это сразу накладывает ограничения на диапазон массы используемого взрывчатого вещества и типа взрывателя. Но саперам от этого не легче. Они проверяют все – от ходовой базы железнодорожного состава до пластиковых корпусов осветительных ламп, чайников и самоваров внутри вагонов.

– Зона ответственности саперов внутренних войск – все, что находится в населенных пунктах страны: объекты транспорта, коммуникаций, здания.  Проведение подобных курсов несомненно послужит повышению профессионализма военнослужащих саперно-пиротехнических подразделений до необходимого уровня, продиктованного современными реалиями, – подводит итог практическим занятиям подполковник Дмитрий Гаврук.

По информации: mvd.gov.by